Управление логистикой и переход на эволюционную архитектуру
Управление логистикой и переход на эволюционную архитектуру
В 2018 году открылся первый магазин Леруа Мерлен на территории Казахстана. В ассортименте представлены товары для строительства, ремонта и обустройства дома.
В сентябре 2020 года Леруа Мерлен Казахстан столкнулся с серьёзными ограничениями действующего IT-решения. Ритейлер предлагал гибкие возможности получения заказа и активно пользовался внешними службами доставки. Однако у клиентов отсутствовала возможность самостоятельного выбора транспортной компании с различными тарифами, объемами и зонами доставки. Для этого не был подготовлен backend:
1
Оператор вручную подбирал внешнюю транспортную компанию под параметры заказа;
2
Информация о магазине или транспортной компании прописывалась на уровне кода текущего монолита и ей было сложно управлять;
3
Не было централизованного инструмента для управления внутренней и внешней логистикой.
В краткие сроки требовалось проработать и запустить MVP, учитывая ограничения текущей монолитной системы. Для обеспечения бесперебойной работы решения команда Гринсайта провела аналитику, составила функциональные требования и спроектировала solution-архитектуру подключения сервиса.
Для интерфейса витрины проработаны пути пользователя и обновлен чекаут, где клиент может ознакомиться и выбрать:
Город доставки на территории Казахстана;
Доставку или самовывоз;
Тариф доставки — эконом или экспресс;
Выбор точного времени доставки (только для Алматы).
Был проработан кейс с делением отправлений в зависимости от наличия на складах магазина и поставщиков.
Процесс оформления заказа на витрине Leroy Merlin Казахстан
Для централизованного управления логистикой спроектирован административный интерфейс, который позволяет:
Настраивать стоимость, сроки доставки, квоты, габариты корзины и способы оплаты индивидуально для каждой транспортной компании;
Управлять точками самовывоза и зонами доставки в городах Казахстана с помощью справочника городов;
Добавлять и удалять новые тарифы;
Настраивать товары-исключения под определенный тариф.
Раздел административного интерфейса Leroy Merlin Казахстан
Развитие сервиса логистики
Дальнейшая поддержка решения происходила постепенно, в соответствии с новыми задачами клиента. Наиболее важными среди них были: расширение зоны доставки на всю территорию Казахстана (MVP ограничивалось городом Алматы, где находился каменный магазин) и введение качественных улучшений для клиентов.
Управление способами оплаты для физических и юридических лиц;
Настройка ограничений для удаленных регионов;
Возможность выбора клиентом временного промежутка или точного часа доставки;
Справочник адресов ПВЗ и другое.
Переход на эволюционную архитектуру
Летом 2023 года начался глобальный процесс по расширению архитектуры действующего монолита и добавлению в IT-ландшафт отдельных сервисов на базе Ensi.
Инструмент управления логистикой, панель и аутентификация администратора вынесены в самостоятельные сервисы в Kubernetes, проведено разделение фронтенда и бэкенда панели администратора, выделен отдельный сервис авторизации.
Перенос функциональности осуществляется постепенно — новые решения внедряются параллельно с использованием старой системы, таким образом избавляясь от необходимости одномоментного отказа от легаси-платформы и снижая риски возникновения технических проблем.
Онбординг
На этапе тестирования проводилось обучение инхаус-команды менеджеров и контент-менеджеров по работе с сервисом, подготовлены инструкции по использованию сервисов.
Команда
Разработкой занималась проектная команда Гринсайт, в которую вошли:
Руководитель проекта;
Системные аналитики;
Бизнес-аналитики;
Фронтенд-разработчики;
Бэкенд-разработчики;
UX-проектировщик.
Результаты
Запуск доставки по городам Казахстана с помощью внешних транспортных компаний повлиял на узнаваемость Леруа Мерлен на территории страны и увеличил объемы продаваемых товаров. До этого момента товары Леруа Мерлен можно было купить только в городе Алматы.
В 2023 году определен план на дальнейшее развитие платформы и завершен ряд задач, заложивших фундамент для дальнейшей трансформации монолитной системы. Так, разделение фронтенда и бэкенда панели администратора и создание отдельного сервиса аутентификации позволили реализовать конструктор ролей, который открывает возможность использовать систему разными типами пользователей. Разработан сервис обработки и модерации отзывов Review, обеспечивающий IT-независимость от решений сторонних поставщиков. Под управление отзывами заложена роль модератора отзывов.
В будущем рассматривается возможность полного переноса платформы на сервисную архитектуру.