Управление логистикой и переход на эволюционную архитектуру

Управление логистикой и переход на эволюционную архитектуру

В 2018 году открылся первый магазин Леруа Мерлен на территории Казахстана. В ассортименте представлены товары для строительства, ремонта и обустройства дома.

Предпосылки

В сентябре 2020 года Леруа Мерлен Казахстан столкнулся с серьёзными ограничениями действующего IT-решения. Ритейлер предлагал гибкие возможности получения заказа и активно пользовался внешними службами доставки. Однако у клиентов отсутствовала возможность самостоятельного выбора транспортной компании с различными тарифами, объемами и зонами доставки. Для этого не был подготовлен backend:
  • 1
    Оператор вручную подбирал внешнюю транспортную компанию под параметры заказа;
  • 2
    Информация о магазине или транспортной компании прописывалась на уровне кода текущего монолита и ей было сложно управлять;
  • 3
    Не было централизованного инструмента для управления внутренней и внешней логистикой.


Для реализации проекта использовался сервис Ensi Logistic, разработанный на основе открытой платформы Ensi.

Разработка

MVP

В краткие сроки требовалось проработать и запустить MVP, учитывая ограничения текущей монолитной системы. Для обеспечения бесперебойной работы решения команда Гринсайта провела аналитику, составила функциональные требования и спроектировала solution-архитектуру подключения сервиса.
Для интерфейса витрины проработаны пути пользователя и обновлен чекаут, где клиент может ознакомиться и выбрать:
  • Город доставки на территории Казахстана;
  • Доставку или самовывоз;
  • Тариф доставки — эконом или экспресс;
  • Выбор точного времени доставки (только для Алматы).
Был проработан кейс с делением отправлений в зависимости от наличия на складах магазина и поставщиков.
Процесс оформления заказа на витрине Leroy Merlin Казахстан
Для централизованного управления логистикой спроектирован административный интерфейс, который позволяет:
  • Настраивать стоимость, сроки доставки, квоты, габариты корзины и способы оплаты индивидуально для каждой транспортной компании;
  • Управлять точками самовывоза и зонами доставки в городах Казахстана с помощью справочника городов;
  • Добавлять и удалять новые тарифы;
  • Настраивать товары-исключения под определенный тариф.
Раздел административного интерфейса Leroy Merlin Казахстан

Развитие сервиса логистики

Дальнейшая поддержка решения происходила постепенно, в соответствии с новыми задачами клиента. Наиболее важными среди них были: расширение зоны доставки на всю территорию Казахстана (MVP ограничивалось городом Алматы, где находился каменный магазин) и введение качественных улучшений для клиентов.
Доставка в города до и после внедрения сервиса
В период с 2020 по 2022 годы появились:
  • Переадресация заказов сервису логистики Pony Express;
  • Реализация товаров под заказ;
  • Управление способами оплаты для физических и юридических лиц;
  • Настройка ограничений для удаленных регионов;
  • Возможность выбора клиентом временного промежутка или точного часа доставки;
  • Справочник адресов ПВЗ и другое.

Переход на эволюционную архитектуру

Летом 2023 года начался глобальный процесс по расширению архитектуры действующего монолита и добавлению в IT-ландшафт отдельных сервисов на базе Ensi.

Инструмент управления логистикой, панель и аутентификация администратора вынесены в самостоятельные сервисы в Kubernetes, проведено разделение фронтенда и бэкенда панели администратора, выделен отдельный сервис авторизации.

Перенос функциональности осуществляется постепенно — новые решения внедряются параллельно с использованием старой системы, таким образом избавляясь от необходимости одномоментного отказа от легаси-платформы и снижая риски возникновения технических проблем.

Онбординг

На этапе тестирования проводилось обучение инхаус-команды менеджеров и контент-менеджеров по работе с сервисом, подготовлены инструкции по использованию сервисов.

Команда

Разработкой занималась проектная команда Гринсайт, в которую вошли:

  • Руководитель проекта;
  • Системные аналитики;
  • Бизнес-аналитики;
  • Фронтенд-разработчики;
  • Бэкенд-разработчики;
  • UX-проектировщик.

Результаты

Запуск доставки по городам Казахстана с помощью внешних транспортных компаний повлиял на узнаваемость Леруа Мерлен на территории страны и увеличил объемы продаваемых товаров. До этого момента товары Леруа Мерлен можно было купить только в городе Алматы.

В 2023 году определен план на дальнейшее развитие платформы и завершен ряд задач, заложивших фундамент для дальнейшей трансформации монолитной системы. Так, разделение фронтенда и бэкенда панели администратора и создание отдельного сервиса аутентификации позволили реализовать конструктор ролей, который открывает возможность использовать систему разными типами пользователей. Разработан сервис обработки и модерации отзывов Review, обеспечивающий IT-независимость от решений сторонних поставщиков. Под управление отзывами заложена роль модератора отзывов.

В будущем рассматривается возможность полного переноса платформы на сервисную архитектуру.

Смотрите также

Магнит Косметик
Ашан
Твой Дом